Сокровищницы человеческого духа:
Высказывания о книге, библиотеке, библиотекаре

      Библиотекарь – первый вестник Красоты и Знания

Н.Рерих

      Всякий, изучающий науки, входящий сюда, не хлопай дверью и не стучи грубо ногами - это неприятно музам. Если ты найдешь кого здесь уже сидящим, почтительно поклонись молча и не занимайся болтовней.

Надпись на библиотеке 15 века

  Библиотеки - кровеносная система образования, науки и культуры…

С. Миронов Председатель совета Федерации

      Книги заставляют остановиться около них, зажмуриться от удовольствия, как вы жмуритесь, глядя на солнце, чтобы снова взглянуть уже открытыми глазами.

К.А.Федин

      Среди различных орудий, которыми располагает человек, самым удивительным, несомненно, является книга. Все остальное можно считать его физическим продолжением. Микроскоп и телескоп - продолжают глаз, телефон - голос, плуг и шпага - руки. Но книга - совсем другое дело, книга - продолжение памяти и воображения.

Хорхе Луис Борхес

      Читай, и ты полетишь.

Пауло Коэльо

 Библиотеки - магазины человеческих фантазий.

Пьер Николь

      Моя родина там, где моя библиотека.

 Эразм Роттердамский

      Книга - друг одинокого, а библиотека - убежище бездомного.

Стефан Витвицкий

      Библиотеки были и остаются одними из самых востребованных учреждений в обществе. А профессия библиотекаря всегда была высоко почитаемой. Недаром наша терпеливая, бескорыстная государственной важности работа вызывает глубокое уважение и восхищение.

Президент Российской библиотечной ассоциации, генеральный директор Российской национальной библиотеки В.Н.Зайцев

 

      Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда                                                                              В.А. Сухомлинский

      Библиотеки - это сокровищницы всех богатств человеческого духа.

                                                                                          Лейбниц

      "Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге".

                                                                                В. Брюсов.

 

Значимость школьной библиотеки в инфраструктуре школы

Если говорить о роли библиотеки в инфраструктуре школы, то необходимо понять, а что же такое библиотека в школе? Это -  информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды, отличительной особенностью которой является функционирование ее как социальной системы в рамках другой социальной системы. В связи с этим, она выполняет 80% потребностей образовательного учреждения.
Школа ставит задачу - создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка, а библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка.

Библиотека должна стать надпредметным кабинетом в школе, где развивается системное мышление школьников, где развиваются индивидуальные образовательные способности, связанные, прежде всего, с индивидуальными особенностями мыслительной работы помогающие раскрыть ребенку целостную картину мира.

Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых. Поэтому в работе школьной библиотеки можно выделить ряд факторов, способствующих формированию активного читателя, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал.
1)Временной фактор или фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в течение всех лет обучения, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.
2)Личностный фактор - фактор сопричастности, сопереживания. Библиотекарь и ребенок. Их отношения складываются на личностном уровне (решение проблем общения, одиночества и др.)
3)Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает вместе с другими учителями. Это позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.
4)Фактор - читательский опыт библиотекаря и его влияние на читателя - ребенка.
Однако в настоящее время, когда меняется парадигма образования, меняется и роль современной школьной библиотеки, ведь школьная библиотека - важнейшая часть школьной инфраструктуры, важнейший компонент педагогической системы общеобразовательного учреждения. Без хорошей библиотеки школа не может реализовать свою образовательную деятельность.

В образовательных стандартах второго поколения емко выражена суть того, что должно соответствовать понятию «современная школьная библиотека».

В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

В пунктах 25 и 27 предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки, однако важно, чтобы была реальная помощь в решении ее проблем, так как необходимы финансовые средства, которых у школы на библиотеку нет.

Сегодня, когда статус библиотекаря изменен и приравнен к статусу педагога, библиотекарь является незаменимым специалистом в трех областях.

Во-первых, роль педагога-библиотекаря – содействие развитию педагогов.

Во-вторых, педагог – библиотекарь играет роль агента по информационной грамотности, который планирует совместно с учителями вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и процессов конструктивного исследования.

В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, искусства или ссылками на различные ресурсы. И что очень важно, помимо учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем учебным предметам и курсам» фонд школьной библиотеки на любых носителях должен быть укомплектован дополнительной литературой, включая «отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся». Однако в данный момент если мы и имеем компьютер, то нет выхода в Интернет, всей необходимой техники.
В последние годы мы только и говорим о том, что наши дети мало читают. 50% российских семей не имеют ни одной книги дома, поэтому школьная библиотека может и должна компенсировать, развивать глубокое творческое чтение. Правда, наши фонды художественной литературы довольны скудные. Новые поступления – это в основном энциклопедии по различным направлениям и в этом году было поступление детской литературы для первоклашек. Однако это совсем мало, так как интерес к чтению зарождается с детства и поэтому необходимо уделить внимание поступлению детских красочных книг в большем количестве.

И последнее, необходимо изменить имидж профессии школьного библиотекаря в обществе и понять, что это не обслуживающая, а именно креативная функция. Школьная библиотека – это пространство, где развивается творчество, образное мышление школьников.


Положение о библиотеке.
По дорогам сказки - библиотечный урок.
100 лучших книг- скачать бесплатно
Федеральные перечни учебников рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2014-2015 учебный год.
Приложение 1.    Приложение 2.
Список учебников в соответствии с федеральным перечнем на 2015-2016уч.г.