Договор на медицинское обслуживание
Лицензия ГБУЗ "Беляевская РБ" на осуществление медицинской деятельности 21.02.2014 серия: Л0-56 №0004611
Санитарно-эпидемиологическое заключение Центрального территориального отдела ТУ Роспотребнадзора по Оренбургской области для МБОУ "Буртинская СОШ"

 «Здоровьесберегающие технологии»

       Одна из самых главных задач здоровье сберегающей работы– устранить из образовательной среды факторы риска для здоровья учащихся. Работа по моделированию обучения и воспитания, ориентированных на здоровье, начинается с «инвентаризации» существующих в школе проблем и создания условий, отвечающих требованиям санитарных правил, гигиенически рационального адекватного возрасту детей и их познавательным возможностям учебного процесса. Стремление школы перестроить работу, сделав приоритетом сохранение здоровья детей, предполагает активный поиск форм  и методов здоровье сберегающих педагогических приемов работы с детьми. В условиях вариативной организации процесса обучения существенное значение имеет использование здоровье сберегающих технологий обучения.
           Важная составляющая учебного процесса, которая способствует профилактике нарушений здоровья ребенка, - гуманизация взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Уклад школьной жизни, организацию учебы важно подчинить созданию психологического комфорта, поскольку повышенная чувствительность организма школьников к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога приводит к тому, что снижается работоспособность, накапливается утомление, повышается уровень невротизации, в конечном счете, создается идеальные условия для развития нервно – психических заболеваний.
Основные задачи формирования здорового образа жизни заключается в том, чтобы воспитать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих и критическое мышление по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья, а также обеспечить школьников необходимой информацией для собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья.
Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в этой сфере.
Большинство критериев оценки работы школы касаются сугубо педагогических аспектов проведения урока. Однако почти каждый из этих критериев связан с проблемой сохранения здоровья учащихся, а иногда и учителей. Итак, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
1.Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха рациональность освещения класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. В отличии от работы врача, эта оценка не требует использования приборов, инструментария – эксперт ориентируется на свои органы чувств. Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
2.Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут.
4.Число использованных учителем методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельной работа и др. Норма не менее трех за урок.
       5.Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
6.Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.) активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра). Между творческой активизацией учеников на уроке  и вероятностью проявления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление – это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.
7.Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
 

 
8. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителем необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке менее заметна проверяющим, но может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровье – разрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Сколько семейных конфликтов, настигающих молодых людей в их взрослой жизни, коренятся в авторитарно – деспотичном стиле преподавания их учителей! Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомляемости.
9.Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15-20минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
 

10. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
11.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, па педагог – тем более.
12. Благоприятный психологический климат на уроке, который так же служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, - дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявление, как со стороны учителя, так и учеников свидетельствует о преобладании на уроке здоровья – разрушающих тенденций.
13.Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: из–за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д. Умение учителя предупредить такие эмоционально – негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса – отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов» и дидактогений.
 14. Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости – угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально – смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. В конце урока советуем обратить внимание на следующие четыре показателя.
 15. Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели – в диапазоне от 60% до 80%.
16. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
17. Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:
  • неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;
  • отсутствие времени на вопросы учащихся;
  • необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.
Все это – ненужный стресс, как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
18. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников,  выходящих с урока на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно- возбужденное состояние школьников; на другом – утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное». Стоит обратить внимание и на состояние учителя. Поскольку посещение урока руководством  - стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения так как вереди следующий урок. Лучший способ – сразу после занятия поблагодарить педагога и сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания занятий, когда и проверяющий и учитель успевают немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать процедуру анализа, поскольку педагог волнуется, и затягивание только увеличит напряжение. Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога, поскольку именно они уменьшают переутомление как учителя, так и его учеников. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.
Основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, соблюдение его интересов, в том числе в сохранении здоровья несет семья.
Школа оказывает родителям поддержку в выполнении ими своих обязанностей, она для них – «университет здоровья». Условия села таковы, что школа – зачастую единственное место, где могут собраться взрослые и дети, чтобы провести свободное время. Сотрудничество педагогов и родителей многосторонне, и от педагогов требуется умение привлечь родителей к подготовке и проведению мероприятий в школе, поднять роль и престиж родителей в решении вопросов жизнедеятельности школы.
 
 
Информация
об исполнении комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий
по  гриппу.
       В целях профилактических и противоэпидемических мероприятий по  гриппу в ОО проводятся ряд  мероприятий:
-составлен план мероприятий по предупреждению и ограничению распространения заболеваемости гриппом и ОРВИ в 2015 – 2016 учебном году;
- организован контроль за состоянием здоровья детей  и сотрудников;
- проведена  вакцинации от гриппа учащихся и сотрудников (октябрь, ноябрь);
- проводится ежедневный контроль посещаемости контингента обучающихся с выяснением причин их отсутствия, ответственным за учет посещаемости;
- организован ежедневный (понедельник, среда, пятница) «утренний фильтр» работниками врачебной амбулатории;
- проводится ежедневный контроль  температурного режима и режима проветривания в учреждении, имеются графики проветривания;
- выделено в ОУ помещение для временной изоляции больных в случае их выявления;
-проводится  ежедневное  кварцевание помещения для временной изоляции больных;
-ведется работа по соблюдению «масочного» режима учащимися и сотрудниками;
- приобретено достаточное количество градусников и емкость для обеззараживания градусников, где после каждого использования обрабатывается градусники;
- ОУ обеспечено жидким мылом с дозатором, бумажными полотенцами;
- систематически проводятся дезинфекционные мероприятия, влажная уборка помещений 2 раза в день с применением дезинфицирующих средств по режиму вирусных инфекций;
- проводиться ежедневная «С» - витаминизация готовых блюд;
- ограничено посещение учреждения посторонними лицами;
-отменена кабинетная система;
-  уроки физической культуры проводятся на свежем воздухе с учётом погодных условий;
- отменены массовые культурные и спортивные мероприятия в закрытых помещениях;
-  организованы тематические классные часы, лекции, познавательные игры, беседы «Осторожно грипп», «Убережёмся от гриппа», «Коварное заболевание», «Это должен знать каждый»;
- проводятся просмотры научно – популярных программ, фильмов по профилактике гриппа;
- оформлен информационный стенд «Уголок здоровья»;
- организована дополнительная разъяснительная работа с родителями и учащимися о мерах профилактики гриппа и ОРВИ и необходимости своевременного обращения за медицинской помощью при проявлении признаков заболевания;
-классными руководителями проведены родительские собрания по пропаганде здорового образа жизни, по распространению  памяток по профилактике гриппа А (Н1N1) 2009, «Как защититься от гриппа А (Н1N1) 2009?»;
- организовано совместно с органами здравоохранения обучение персонала ОУ мерам профилактики гриппа и ОРВИ.
 

План мероприятий по предупреждению и ограничению распространения заболеваемости гриппом и ОРВИ в 2016 – 2017 учебном году.

Мероприятия
 
Сроки проведения Ответственные
1 Тематические классные часы, лекции, познавательные игры, беседы «Осторожно грипп», «Убережёмся от гриппа», «Коварное заболевание», «Это должен знать каждый» Октябрь - февраль Классные руководители
2 Конкурс рисунков, плакатов, стихотворений
«Выгоним простуду вон»
Октябрь - февраль Учитель ИЗО
3 Просмотры научно – популярных программ, фильмов по профилактике гриппа. В течение учебного года Классные руководители
4 Оформление информационного стенда «Уголок здоровья» В течение учебного года Старшая вожатая
5 Родительские собрания по пропаганде здорового образа жизни, по распространению  памяток по профилактике гриппа А (Н1N1) 2009, «Как защититься от гриппа А (Н1N1) 2009?»;
 
В течение учебного года Классные руководители
6 Оформление памяток «Здоровое питание – профилактика заболеваний» «Осторожно грипп» В течение учебного года Классные руководители
7 Проведение вакцинации от гриппа.
 
Октябрь, ноябрь Мед.работники
8 Проведение ежедневного «утреннего фильтра» (понедельник, среда, пятница) Октябрь - февраль Мед.работники
9 Соблюдение масочного режима.
 
Во время эпидемии Администрация
10 Соблюдение температурного режима и режима проветривания в учреждении. Постоянно Завхоз
11 Соблюдению личной гигиены участников образовательного процесса (укомплектовать учреждение достаточным количеством моющих средств, одноразовых полотенец) Постоянно Администрация
12 Влажная уборка помещений 2 раза в день с применением дезинфицирующих средств по режиму вирусных инфекций Во время эпидемии Завхоз
13 Проведение уроков физической культуры на свежем воздухе с учётом погодных условий В течение учебного года Учитель физической культуры
14 Ограничение посещения учреждения посторонними лицами Во время эпидемии Дежурный пост.
15  Контроль за состоянием здоровья детей  и сотрудников  Во время эпидемии Администрация
16 Отменить «кабинетную» систему образования в учреждении по необходимости. Во время эпидемии Администрация
17 Введение масочного режима. Во время эпидемии Администрация
18 Ежедневная «С» - витаминизация готовых блюд ежедневно Шеф-повар
19 Приобретение градусников октябрь Завхоз
20 Организовать совместно с органами здравоохранения обучение персонала ОУ мерам профилактики гриппа и ОРВИ Декабрь, январь Директор школы