Об условиях питания и охраны здоровья.
В школе большое внимание уделяется работе по сохранению и укреплению здоровья детей. (Разработана программа «Здоровье», подпрограмма «Разговор о правильном питании») с этой целью ежегодно 2 раза проводится медицинский  осмотр детей, результаты которого являются главным фактором в определении образовательной политики нашего учреждения. На основании полученных данных формируются группы здоровья на уроках физкультуры.
Диагностическое направление позволяет осуществлять постоянный мониторинг здоровья учащихся и сотрудников школы. Результаты оформляются в виде рекомендации самому школьнику, его родителям, учителю физической культуры, психологу, классному руководителю.
Наблюдения за состоянием  здоровья учащихся осуществляется в течение всего года:
- ведётся учёт перенесённых заболеваний (классным руководителем);
- проводится углубленный осмотр узкими специалистами;
- проводятся плановые профилактические прививки;
- в классных журналах заполняются «Листы здоровья».
Благодаря реализации программы «Здоровья»  и подпрограммы «Разговор о правильном питании»):
1) ведётся профилактическая работа, широко внедряется упражнения лечебной физкультуры;
2) сократилось количество детей первой и третьей возрастных групп с дисгармоническим физическим развитием;
3) наблюдается положительная динамика в оценке физического статуса обучающихся;
4) возрос удельный вес школьников  получающих сбалансированное питание. 
Итоговым показателем результативности мероприятий по совершенствованию организации школьного питания является состояние здоровья обучающихся.
Показатели состояния здоровья школьников позволяют констатировать некоторую стабильность во всех возрастных группах.
Охват питанием всех школьников стал возможен благодаря созданию  модели организации питания в школе.  Основная стоимость горячих завтраков  складывается из средств выделенных областным и муниципальным бюджетом в  сумме 11 руб. 45 коп, родительской доплаты в сумме 3-х рублей. В то же время эта модель предполагает использование  родительской доплаты для организации горячих обедов в сумме – 40 рублей.   Питание обучающихся в МБОУ «Буртинская СОШ» организуется в специально оборудованном помещении (школьная столовая на 60 посадочных мест).  На школьном пищеблоке имеется необходимый набор помещений и оборудования в соответствии с типом организации питания обучающихся в образовательной организации – столовая, работающая на сырье. Имеются горячий цех, моечные для кухонной и столовой посуды, цеха по переработке мяса и овощей, склады для суточного запаса и временного хранения продуктов.
    Организация питания в школьной столовой осуществляется в соответствии  с положением об организации питания обучающихся и утвержденным графиком.
   Ответственный за организацию питания назначается приказом директора МБОУ «Буртинская СОШ», ведет ежедневный учет обучающихся по  школе для достоверного и своевременного  предоставления  отчетов. Заверенный директором отчет предоставляется до пятого  числа каждого месяца.
  Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую и несут ответственность за получение обучающимися горячего питания и дисциплиной в столовой.
  Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы бракеражной комиссией  до приема ее детьми.
  Бракеражная комиссия осуществляет проверку качества пищи, соблюдение рецептур и технологических режимов.
   Меню  согласовано с начальником ЮТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области и утверждено начальником Отдела образования.  Контроль за организацией горячего питания  осуществляется представителями родительского комитета один раз в четверть. Ведутся бракеражные журналы производственного сырья и готовой кулинарной продукции.
     Питание организовано на базе столовой образовательного учреждения, работающей на продовольственном сырье, которая производит и реализует блюда в соответствии с примерным меню, согласованным с органами Роспотребнадзора.
Поставщиками продуктов питания являются акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприниматели, которые  осуществляют своевременную доставку продуктов в соответствии с заявками школы (договора прилагаются). Все продукты имеют сертификаты качества, контролируются сроки годности отпускаемой продукции.
Школа  самостоятельно организует горячее питание обучающихся,  стоимость питания соответствует стоимости сырья, таким образом, продукция школьного питания (горячие завтраки и обеды) реализуется без наценки.
В школе созданы все необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей. За 2014- 2016 годы отсутствуют нарушения в организации качественного и безопасного питания
Помещения пищеблока: горячий цех, холодный цех, моечная для столовой посуды, моечная для кухонной посуды, хлебный цех, мясо-рыбный, овощной, обеденный зал, подсобное помещение.  В дошкольных группах: горячий цех, заготовочный цех. Планирование помещений столовой исключают встречные потоки сырья сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.
В школе выполняются на должном уровне все требования к санитарно-техническому обеспечению организации школьного питания, инвентарю, посуде, таре, к санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды.
Оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся предметами производственного окружения, выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами в установленном порядке и промаркированы. Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, мяса, птицы цельнометаллические из нержавеющей стали. Для разделки сырых и готовых продуктов выделены отдельные столы, ножи и доски.
Стеллажи для хранения пищевых продуктов, посуды, инвентаря имеют высоту от пола не менее 15 см. Конструкция и размещение стеллажей и поддонов позволяют проводить влажную уборку. Складские помещения для хранения продуктов оборудованы приборами для измерения температуры воздуха, холодильное оборудование – контрольными термометрами. Производственные и другие помещения пищеблока содержатся в порядке и чистоте.
Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование находится в исправном состоянии. Ежегодно перед началом нового учебного года проводится технический контроль соответствия оборудования паспортным характеристикам.
Системы хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения, канализации, вентиляции и отопления оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к организациям общественного питания. Холодная и горячая вода, используемая в школьной столовой, отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Во всех производственных цехах установлены раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. В обеденном зале столовой установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест.
   Питьевой режим в МБОУ «Буртинская СОШ»  организован в следующей форме – стационарные питьевые фонтанчики. Обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в школе. Требования к организации питьевого режима выполняются.     
Естественное и искусственное освещение во всех помещениях соответствует требованиям, предъявляемым действующим санитарным правилам и нормам. Для искусственного освещения применяются светильники во влагопылезащитном исполнении.
Моечные ванны для мытья столовой посуды имеют маркировку объемной вместимости и обеспечены пробками из резиновых материалов. Мытье кухонной посуды производится отдельно от столовой посуды. В моечных помещениях имеются инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемов применяемых моющих средств, согласно инструкции по применению этих средств и температурных режимах воды в моечных ваннах.
Моющие и дезинфицирующие средства хранятся в таре изготовителя в специально отведенных местах, недоступных для обучающихся, отдельно от пищевых продуктов. Для обработки посуды, проведения уборки и санитарной обработки предметов производственного окружения используют разрешенные к применению моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, согласно инструкциям по их применению. Для дозирования моющих и обеззараживающих средств используются мерные емкости.
При мытье кухонной посуды соблюдается установленный порядок.
Чистая кухонная посуда и инвентарь хранится на стеллажах на высоте не менее 0,5м от пола; столовая посуда – в шкафах и на полках; столовые приборы – в специальных ящиках-кассетах ручками вверх.
Санитарная обработка технологического оборудования проводится ежедневно по мере его загрязнения и по окончании работы.
Один раз в месяц проводится генеральная уборка всех помещений, оборудования и инвентаря с последующей дезинфекцией.
Для уборки каждой группы помещений имеется отдельный промаркированный уборочный инвентарь. По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушивается и хранится в чистом виде. Для хранения уборочного инвентаря выделено отдельное помещение.
  Уборка обеденного зала проводится после каждого приёма пищи. Обеденные столы моются горячей водой с добавлением моющих средств, с использованием специально выделенной ветоши и промаркированной тары для чистой и использованной ветоши. Кухонная и столовая посуда моются отдельно.       Моющие средства хранятся отдельно от пищевых продуктов.
Дезинфекция посуды проводится по эпидемиологическим показаниям.
За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией. Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место, оборудованное сушилками для рук.
В столовой проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции.
Вся работа  по организации качественного и безопасного питания проводится совместно со специалистами ЮТО Роспотребнадзора по Оренбургской области и медицинским работником школы. Приём пищевых продуктов и продовольственного сырья на пищеблок осуществляется при наличии сертификатов качества и безопасности продуктов.  Столовая работает на 10-дневном меню, которое составляется по возрастным физиологическим потребностям детей и подростков, сбалансировано по пищевой и биологической ценности, соответствует СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; СанПин 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания»; СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».
 
Создание оптимальных условий для организации горячего питания в школе связано с укреплением материально-технической базы пищеблока. С этой целью в период с 2014 по 2015 годы на  пищеблоке  школы произведен капитальный ремонт, осуществлена реконструкция  пищеблока. Общественное питание обучающихся образовательной организации  осуществляется в помещениях,   находящихся в основном здании образовательного учреждения. Помещения для организации общественного питания образовательного  учреждения  соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания: исключает  встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.
 

Наименование   производственного помещения Оборудование 
 
Склад -стеллажи - 2
-подтоварники - 2
Овощной цех -производственный стол - 2 
-контрольные весы- 1  
- овощерезательная машина – 1
-моечные ванны  - 2
-раковина для мытья рук - 1
-шкаф холодильный  - 1                                            
Мясо-рыбный цех -производственный стол – 3
-контрольные весы- 1               
-овощерезательная машина – 1
 -моечные ванны  - 2
-мясорубка  МИМ-300 - 1
-мясорубка  МИМ-80 - 1
-шкаф холодильный  - 1  
-морозильный ларь -1   
-раковина для мытья рук - 1
                                    
Холодный цех -производственный стол – 1
-контрольные весы – 1
-шкаф холодильный  - 1  
-бактерицидная установка для обеззараживания воздуха -1
-раковина для мытья рук - 1
 
Помещение для  нарезки хлеба -производственный стол – 1
-шкаф для хранения хлеба – 1
-раковина для мытья рук - 1
 
Горячий цех           -производственный стол для сырой продукции – 1
-производственный стол для вареной продукции – 1
-электрическая   плита- 2
-жарочный шкаф – 2
-машина протирочно-резательная -1
-контрольные весы – 1
раковина для мытья рук - 1
 
Раздаточная зона -мармиты для первых блюд – 2
-мармиты для вторых блюд - 2
-мармиты для третьих блюд - 2
Моечная   для    мытья кухонной посуды -производственный стол - 1 
-моечные ванны  - 2
-стеллаж – 1
-раковина для мытья рук - 1
 
Моечная   для    мытья столовой посуды -производственный стол – 1
-трехсекционная ванна для мытья столовой посуды – 1
-двухсекционная ванна для мытья стеклянной посуды и столовых приборов – 1
-стеллаж – 1
-раковина для мытья рук - 1
 
 
 
    В полной мере созданы необходимые условия для обработки поступающего сырья (мяса, кур, рыбы, овощей и фруктов),   везде  установлены раковины и моечные ванны с подводкой горячей и холодной воды через смесители,  душирующие устройства, имеются ванны для первичной и вторичной  обработки овощей, для мойки мяса, для мойки кухонной посуды,  подсоединенные к системе горячего и холодного водоснабжения, канализации,  пищеблок оборудован вытяжной вентиляцией, установлены  мусоросборники на бетонированных площадках.
     Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование  находиться в исправном состоянии. Ежегодно перед началом нового учебного года  проводиться технический контроль соответствия оборудования паспортным характеристикам.
     Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов имеют покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств и отвечают  требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.
     Стеллажи, подтоварники для хранения пищевых продуктов, посуды, инвентаря имеют высоту от пола не менее 15 см. Конструкция и размещение стеллажей и поддонов позволяет проводить влажную уборку.
      Для раздельного хранения сырых и готовых продуктов, их технологической обработки и раздачи в обязательном порядке  используются раздельные и специально промаркированные оборудования, разделочный инвентарь, кухонная посуда.
    Складское помещение для хранения продуктов оборудовано  приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами.
Оснащенность пищеблока посудой, инвентарем.
Столовая общеобразовательной организации  обеспечена  достаточным количеством столовой посуды и приборами, из расчета два комплекта на одно посадочное место, а также шкафами для ее хранения около раздаточной линии.  При организации питания используется фарфоровая, фаянсовая и стеклянная посуда (тарелки, блюдца, чашки, бокалы), отвечающая требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд   изготовлена из нержавеющей стали.
   Горячие обеды получают  обучающиеся по желанию родителей или самих обучающихся. Стоимость обеда составляет 40 руб., оплачивается за счет родительской платы.
Охват обучающихся 2014-2015уч.г. 2015-2016уч.г. 2016-2017уч.г.
1-4 классы 58% 82% 82%
5-9 классы 44% 51% 85%
10-11 классы 23% 32% 90%
Общий показатель 47% 60% 86%

По данным мониторинга организации школьного питания наблюдается:
– охват обучающихся общеобразовательной организации одноразовым питанием (горячий завтрак) составляет 100 %
– увеличился охват учащихся двухразовым питанием (завтрак и обед) с 47 % до 86 %.
В целях достижения максимального охвата школьников горячим питанием продолжена работа по выполнению комплекса мер, включающего проведение: опросов родителей и школьников, не получающих горячее питание; мероприятий по пропаганде здорового питания.
 
 
Льготы на питание из местного бюджета получают 65% воспитанников дошкольных групп из многодетных и малообеспеченных семей.
.  Разнообразие меню.
      Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет). При разработке примерного меню учитывается: продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, возрастная категория и физические нагрузки обучающихся (приложение № 2)
     Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых  отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Технологические карты  оформлены в соответствии с рекомендациями (приложение № 3).
     При разработке меню для питания учащихся предпочтение отдается  свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.  В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня. В примерном меню  учитывается рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. При одно, двух разовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении составляет: завтрак - 25%, обед - 35%.
     В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов, должна составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности, как 10-15%, 30-32% и 55-60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору, как 1:1,5.
     Питание обучающихся  соответствует  принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение.
     Завтрак  состоит  из закуски, горячего блюда и горячего напитка. Обед  включает закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски используется   салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат добавляются  свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
      Фактический рацион питания  соответствует  утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности, и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов.
Включение в рацион питания продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами.
В меню обучающихся используются специализированные продукты питания, обогащенные витаминами и микронутриентами (хлебобулочные и мукомольно- крупяные изделия, молоко и молочные (кисломолочные) продукты, витаминно-минеральный напиток, кисель «Золотой шар», кисели, колбасные изделия, кондитерские изделия) до 100%  (2013 год – 90%). В меню  используется только йодированную поваренную соль.
Ежедневно проводиться  «С»- витаминизацию 3-х блюд (чай, компот, напитки) витамином «С» (Аскорбиновой кислотой в порошке).  Лицо ответственное за осуществление данной процедуры является шеф- повар. Витаминизация готовых 3-х блюд проводиться непосредственно перед раздачей после охлаждения до +15 градусов (компот), +35 градусов (кисель), не допускается подогрев витаминизированной пищи. Дата, время витаминизации, количество порций регистрируются ответственным лицом (шеф-повар) в «Журнал витаминизации третьих и сладких блюд». В обязательном порядке классные руководители информируют родителей обучающихся о проводимых в учреждении мероприятиях по профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, проведение витаминизации.
 
 



Сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся.
Меню школьной столовой на 2017-2018уч.г.
Положение «Об организации питания обучающихся в ОО"
Программа «Совершенствование организации питания обучающихся».
Вред перекусов (презентация).
Лекции по питанию для родителей младших школьников.
Лекции по питанию для родителей старшеклассников.


Материально-техническое оснащение столовой


Ванна моечная эконом - 6; Весы механ. торговые - 1; Весы электр.наст.фасов - 1; Весы электронные - 2; Ларь мороз. с глухой крышкой ЛН 200 - 1; Ларь мороз.с непрозрач  крышкой - 1; Мармит 1-х, 2-х блюд - 2; Машина овощерезательная - 1; Машина протирочно-резательная - 1; Мясорубка  МИМ-300 - 1; Мясорубка  МИМ-80 - 1; Обеденная зона (стол, 2 скам) - 10; Плита электрич. напольная с духов. шкафом - 2; Плита электрич. с жаровым шкафом 4-х комфорная - 1; Полка для кухонных досок - 1; Рукосушитель эл. с сенсор. включ - 4; Стеллаж для тарелок и стаканов - 4; Стеллаж кух - 6; Стенды; Стол разделоч. с бортом - 13; Стол разделочный - 8; Шкаф для хлеба - 1; Шкаф жарочный электр - 1; Шкаф холодильный - 3